Конституционная юстиция в лицах

Результаты и выводы

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ: ЖЕНСКОЕ ЛИЦО У КОНСТИТУЦИОННОЙ ЮСТИЦИИ?

Судьями становятся преимущественно мужчины, а специальные квоты для женщин Конституцией или законами о конституционных судах не предусматриваются. В Польше, Чехии, Словакии, Украине и Беларуси мужчины занимают подавляющее большинство кресел: в Словакии — 92% (11 судей из 12), в Польше — 87% (13 из 15), в Чехии — 73% (11 из 15), в Украине — 77% (10 из 13), в Беларуси — 58% (7 из 12). Существенно изменилась ситуация в Венгрии: после небольших изменений состава КС осенью и зимой 2023 года мужчины занимают всего 9 мест из 14 (64%).
В трети государств — Болгарии, Румынии и Молдове — количество женщин не превышает половины состава судов. Самый большой показатель числа женщин в составе КС принадлежит Болгарии: Конституционный суд действует в составе двенадцати судей, половина из которых женщины, одна из них занимает пост Председателя. В Румынии женщины составляют лишь 44% состава (четыре человека из девяти). В Молдове всего шесть судей Конституционного суда, из них женщины занимают три кресла, то есть 50%.
Кроме того, мы обратили внимание, что в тех государствах, где предусматривается участие нескольких органов власти в комплектовании судейского корпуса, часто назначению женщин-судей способствует какой-нибудь один властный институт. Например, в КС Румынии всего четыре женщины, при этом три из них были назначены Президентом — последний исчерпал свою квоту (три судьи), сделав выбор исключительно в пользу женщин. Похожая ситуация ранее наблюдалась и в Беларуси: до отставки судьи Ольги Сергеевой в КС было пять женщин, при этом четыре женщины были назначены по президентской квоте (до конституционной реформы 2022 года Президент мог назначить шесть судей КС). В Конституционном суде Болгарии четверо из шести женщин-судей были назначены Общим собранием судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда, то есть судебная власть назначила в КС исключительно женщин-судей, потратив на это свою квоту.
В ходе исследования мы обнаружили интересную взаимосвязь: независимо от того, сколько женщин находится в составе КС, нередко они занимают руководящие должности. Например, в КС Чехии очевидный гендерный дисбаланс в пользу мужчин, но при этом заместителем Председателя Суда являются две женщины: Катержина Роновска и Вероника Кршестянова. В Конституционном трибунале Польши, в котором также подавляющее большинство составляют мужчины, должность Председателя занимает Юлия Пшилембская. С 10 ноября 2023 года КС Молдовы вновь возглавила женщина — судья Домника Маноле. Можем предположить, что это — попытка соблюсти гендерный баланс. В Болгарии Павлина Панова возглавляет сам КС, а в Беларуси Наталья Карпович занимает должность заместителя Председателя.
Стоит отметить, что, начиная изучать профессиональные биографии женщин-судей, мы ожидали найти в них какие-нибудь особенности и отличия, которые позволили бы нам вывести отдельный карьерный трек женщин-судей, отличающий его от «мужского» пути. Однако каких-либо специфических черт мы не обнаружили, а наша гипотеза не подтвердилась.

А СУДЬИ ЧЬИ?

Независимость судебной власти, помимо прочего, формально определяется через процедуру назначения судей на должности. Мы задались вопросами: какие органы в Восточной Европе чаще всего назначают судей КС, каков срок их полномочий и закреплена ли законом возможность переназначения? В первую очередь нас интересовало, может ли президентская или исполнительная власть каким-либо образом, даже с помощью непрямых инструментов, перетягивать одеяло на себя.
Проиллюстрируем таблицей.
В зависимости от порядка назначения на должность можно выделить две группы: первая — в которой судьи назначаются исключительно одним органом, как правило, парламентом; вторая — в которой в назначении судей принимают участие органы других ветвей власти, например президент с парламентом, органы судейского сообщества.
Первая группа. В этой модели все судьи назначаются исключительно парламентом (одной из палат парламента) (Польша и Венгрия) или иным представительным органом (Беларусь). В Польше и Венгрии сложилась парламентская форма правления, тем не менее одной лишь характеристики парламентского правления недостаточно: в Молдавии и Болгарии, которые также относятся к парламентским республикам (пусть и с оговорками), в назначении судей КС участвуют и другие органы власти, а в Беларуси с её президентской формой правления — Всебелорусское народное собрание. В странах этой модели президент и исполнительная власть, как правило, не участвуют в назначении судей или председателей судов. Исключение составляет Польша, однако и там Президент назначает Президента и Вице-президента Конституционного трибунала из числа судей, которые представляются Общим собранием судей Трибунала, то есть из числа судей, уже назначенных Сеймом. Сделаем также важную оговорку: действующий состав КС Беларуси сформирован ещё до конституционной реформы, то есть Президентом и Советом Республики.
Вторая группа. К ней относятся страны, в которых назначение судей КС распределено между разными ветвями власти или органами (Болгария, Румыния, Молдова, Украина, Чехия и Словакия), то есть большинство государств (шесть из девяти) выбрало смешанную модель.
Болгария относится к парламентским республикам, где в назначении судей участвует Президент, Народное собрание (парламент), а также Общее собрание судей Верховного кассационного и Верховного административного судов. Каждая сторона назначает по четверо судей. В Румынии Президент назначает трое судей из девяти, а остальных назначают две палаты парламента, то есть большинство судей в конечном итоге назначает парламент. В Молдове парламент назначает только двое судей, по двое ещё назначаются Правительством и Высшим советом магистратуры, Президент в этом процессе не участвует.
Более внимательно следует взглянуть на Украину. Страна считается парламентско-президентской республикой. Президент, Верховная Рада и Съезд судей назначают по шесть судей. Как мы уже указывали, КС Украины сейчас состоит из 13 судей, из которых по президентской квоте — 5 судей. Другими словами, практически половина судей назначена Президентом. По квоте парламента в состав КС вошли четверо судей, при этом одна из них была назначена в 2022 году и до этого была депутатом президентской фракции парламента «Слуга народа». По квоте Съезда судей — четверо судей. Соответственно, президентского влияния на судей КС оказывается больше, чем кажется на первый взгляд: 6 из 13 судей КС Украины так или иначе связаны с главой государства.
При анализе всегда важно обращать внимание не только на юридическое положение парламента в соответствии с Конституцией, но и на реальное положение дел, а также на состав законодательного органа. Например, в Украине Президент, правительство и большинство депутатов парламента принадлежат к одной фракции и партии. Последняя является монобольшинством и может формировать Правительство, принимать законы, а также, при необходимости, назначать судей КС, без коалиций с другими фракциями.
Достаточно схожая ситуация сложилась в других исследуемых государствах. Например, в Венгрии судьи КС назначаются парламентом, при этом большинство в парламенте принадлежит одной фракции, к которой относятся Президент и премьер-министр (коалиция «ФИДЕС» — Христианско-демократическая партия). Аналогичная ситуация сложилась в Польше: судьи Трибунала назначаются Сеймом (нижней палатой), в которой главной силой до выборов 2023 года была партия и фракция «Право и справедливость», к которой также относятся Президент и премьер-министр. Унификация всех ветвей власти с помощью одной политической партии создаёт бесспорную угрозу независимости судебной власти и конституционных судов, в особенности в парламентских республиках.
Таким образом, несмотря на то что в большинстве изученных нами стран парламент играет ведущую роль в назначении судей на должности, при анализе следует обращать внимание на доминирование той или иной фракции в парламенте, особенно если она открыто декларирует поддержку президентского курса, а также на принадлежность представителей парламентской, исполнительной и президентской власти к одной партии или фракции.
В Чехии и Словакии судьи назначаются президентом после одобрения парламентским органом (в Чехии — Сенатом (верхняя палата), в Словакии — однопалатным Национальным собранием), то есть задействованы сразу два органа.

ALMA MATER

Как правило, кузницей кадров судей конституционных судов выступают юридические факультеты столичных вузов — «местных МГУ». Однако эта тенденция наблюдается далеко не во всех изученных нами государствах: очень часто региональные университеты составляют сильную конкуренцию, и именно их выпускники занимают судейские должности в КС.
«Противопоставление» столицы и регионов в данном контексте не содержит негативного подтекста. В нашем докладе мы говорим только про географию, отмечаем имеющуюся тенденцию и при этом не оцениваем качество образования, традиции правовых школ, их популярность и т. д.
Мы выделили три сложившихся варианта.
Первыйкогда судьи КС являются преимущественно выпускниками главного столичного университета страны. Так сложилось в Венгрии (93%), Болгарии (92%), Беларуси (83%), Чехии (73%), а также Молдове (67%).
Второй — когда количество выпускников столичных вузов в рядах КС составляет примерно 50%, а на втором месте идут региональные образовательные организации. К странам, где именно по такой образовательной модели состоялся нынешний состав КС, относится Словакия — там по пять судей являются выпускниками Университета им. А. Я. Коменского (г. Братислава) и Университета им. П. Й. Шафарика (г. Кошице). До осени 2023 года со Словакией соседствовала ещё и Чехия, где за звание alma mater судей КС с Карловым университетом в Праге конкурировал Масариков университет в Брно.
Третийкогда большинство судей (или их существенная часть) являются выпускниками регионального вуза. Примерами могут послужить Украина и Польша. По состоянию на сегодняшний день большинство судей КС Украины (54%) являются выпускниками Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого (г. Харьков) и только четверо судей (33%) окончили Киевский государственный университет им. Т.Г. Шевченко. В Польше судьи чаще всего оканчивали Университет им. Адама Мицкевича в Познани (пятеро судей, то есть 33%), в то время как Варшавский университет только четверо судей (27%). Остальные судьи также оканчивали преимущественно региональные вузы — Ягеллонский в Кракове, Лодзинский или им. Коперника в Торуне.

КАРЬЕРНЫЙ ТРЕК

Наше исследование определило единую для всех без исключения изученных стран тенденцию — преимущественное большинство судей восточноевропейских КС в прошлом были преподавателями или имели отношение к высшей школе. И этот опыт в числовом выражении оставляет далеко позади любое другое возможное ремесло или поприще. На втором месте по частоте идёт работа судьёй или в судебных органах (в том числе в органах судейского сообщества). Ряд стран могут демонстрировать интересные особенности: например, кроме занятости в высшей школе и судебной власти, в частности в Беларуси, Польше и Румынии, у судей в прошлом имелся опыт в правоохранительных и силовых ведомствах. В Болгарии, Украине, Польше и Румынии некоторые судьи КС были депутатами или работали в парламентских органах.
Небольшое исключение составляет Румыния: в этой стране чётко видна группа судей, которая в прошлом была связана с главой государства и президентскими органами, органами исполнительной власти и прокуратуры.
Реже всего судьями КС становятся правозащитники или адвокаты. Однако в большинстве конституционных судов некоторые судьи в прошлом всё же занимались адвокатской деятельностью (например, в Румынии Председатель КС был адвокатом), но таких судей в сравнении с представителями других цехов внутри отдельных КС довольно мало. В наших выводах мы также хотим обратить внимание на практику занятия судейского кресла теми юристами, которые в прошлом уже имели отношение к конституционной юстиции, например работая в аппарате (секретариате) КС или будучи внешним экспертом суда. Такие кейсы встречаются в Чехии, Словакии, Венгрии и Украине, то есть почти в половине исследованных нами стран.

СУДЬИ-СИЛОВИКИ?

Помимо президентского влияния, о котором мы говорили выше на примере Украины и Румынии, мы заметили ещё одну важную биографическую деталь, которая касается типичного карьерного трека судей КС: в нескольких изученных нами странах судьи работали в правоохранительных органах или органах, связанных с обеспечением безопасности.
Так, в Польше и Беларуси ровно треть нынешних судей вышла из этой сферы, в Румынии и Молдове — несколько меньше половины. Эти цифры довольно существенны. Отметим также, что такие судьи нередко занимали достаточно высокие должности на предыдущем месте работы. Например, судья КС Молдовы Владимир Цуркан ранее возглавлял Министерство внутренних дел. В Польше судья Конституционного трибунала Богдан Свенчковский был заместителем директора, а позже и директором Бюро по борьбе с организованной преступностью Национальной прокуратуры, а также работал в Агентстве внутренней безопасности. Его коллега Станислав Пётрович ранее возглавлял Следственное управление. В Беларуси действующий Председатель КС занимал должность Генерального прокурора. Более того, в Беларуси ряд судей были преподавателями Академии МВД, то есть также связаны с силовым блоком.

УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ

Большинство судей конституционных судов Восточной Европы обладают учёной степенью: это могут быть, например, степени PhD, доктора права или их национальный эквивалент. Вместе с тем в некоторых странах значителен процент тех, у кого степени нет. В Болгарии пятеро таких судей, в Беларуси — четверо, в Румынии — трое.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ ВЛИЯНИЕ

На место ослабевших связей между странами восточного блока приходят научные и профессиональные связи с Европейским Союзом: среди судей конституционных судов Венгрии, Чехии, Польши и Болгарии распространены практики получения дополнительного образования, стажировок, преподавания и даже работы в зарубежных вузах или европейских организациях. Самый высокий показатель зарубежного образования мы отметили у судей КС Болгарии — шесть судей из двенадцати повышали квалификацию или стажировались в европейских странах. Кроме того, один судья КС Болгарии был судьёй ЕСПЧ ad hoc. Судьями ad hoc ЕСПЧ также были двое действующих судей КС Словакии, один судья КС Чехии.

ВОЗРАСТ

Анализ показал, что конституционные суды Восточной Европы чаще всего укомплектованы судьями возраста выше среднего (что логично, учитывая требования к кандидату на должность судьи конституционного суда). Средний возраст судей КС следующий: Словакия — 54 года, Украина – 57 лет, Чехия — 58 лет, Румыния и Молдова — 59 лет, Польша — 60 лет, Венгрия — 62 года, Болгария — 63 года, Беларусь — 65 лет.
Требования к кандидатам, в том числе к их опыту, см. в Приложениях
Предельный возраст только для занятия должности — если в течение 12-летнего срока полномочий судья перешагнёт отметку в 70 лет, то он не должен уходить в отставку (в отличие от остальных стран, где достижение предельного возраста приводит к сложению полномочий)
Таким образом, средний возраст судей КС Восточной Европы — 59,5–60 лет.
В среднем самые молодые судьи работают в КС Словакии, а самые возрастные — в Беларуси. При этом в ряде государств судьями становятся достаточно молодые люди. Например, самые молодые судьи конституционных судов сейчас занимают свои кресла в Украине, Польше, Болгарии, Чехии и Словакии: судья из Украины Сергей Ризнык, 43 года, следом идут судья польского Конституционного трибунала Михал Варчинский и судья Конституционного Суда Болгарии Десислава Атанасова, по 45 лет, чех Ян Винтр и словак Милош Мадьяр — им по 46 лет.
С учётом среднего возраста судей КС (60 лет), их образование и старт карьеры проходятся на начало или середину 1980-х годов — период активной социально-экономической и политической трансформации государств социалистического лагеря, перестройки (если мы говорим про такие страны, как Украина, Беларусь и Молдова) и завершения холодной войны. В годы своего профессионального становления судья КС застаёт распад всего коммунистического блока и Советского Союза, а также последующую волну демократизации. Получается, что карьерный трек судьи развивается параллельно с новым правовым государством (как минимум, интенционально или формально), формированием новых институтов и порядков.
Обратим отдельное внимание на закрепление национальными конституциями или законами о КС минимального и максимального возраста для судей.

* Предельный возраст только для занятия должности — если в течение 12-летнего срока полномочий судья перешагнёт отметку в 70 лет, то он не должен уходить в отставку (в отличие от остальных стран, где достижение предельного возраста приводит к сложению полномочий)

Таким образом, в большинстве стран (шесть из девяти) отсутствует ограничение по возрасту для судей конституционного суда, в то время как в практически половине стран (четыре из девяти) присутствует требование о минимальном возрасте для занятия судейской должности. Отсутствие указания на минимальный возраст уравновешивается в конституциях или законах требованиями о наличии серьёзного юридического опыта.

СРОК ПОЛНОМОЧИЙ

Конституции или законы, которые регулируют деятельность КС, устанавливают предельный срок полномочий. Срок полномочий судьи КС в Молдове составляет 6 лет, в Польше, Украине, Болгарии, Румынии — 9 лет, в Чехии - 10 лет, в Беларуси — 11 лет, в Венгрии и Словакии — 12 лет. Все государства, за исключением Чехии, Беларуси и Молдовы, не допускают назначение судьи на новый срок. Таким образом, в среднем срок полномочий судьи КС в Восточной Европе составляет 9–9,5 лет.

ПОРТРЕТ ТИПИЧНОГО СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

  1. Мужчина, 60 лет.
  2. Выпускник юридического факультета столичного университета. Его образование не ограничивается столичным вузом и включает зарубежные стажировки. Такой специалист глубоко интегрирован в международное академическое и профессиональное сообщество.
  3. Ранее был судьёй и/или занимался (совмещал с) преподаванием права в университетах.
  4. Образование и начало карьеры выпало на начало или середину 1980-х годов, то есть на период активной трансформации государств социалистического лагеря (в случае государств, входивших в состав СССР, — период перестройки) и завершения холодной войны, а впоследствии — и начала демократизации государств Восточной Европы.
  5. Был назначен по смешанной модели, то есть при участии разных институтов власти (парламент, президент и судебная система), на девять лет без возможности продления или переназначения.
  6. Обладает учёной степенью PhD или её национальным аналогом.

ОБРАЗ СУДЕЙ

Мы показали, что судьями КС, как правило, становятся люди, имеющие за плечами опыт в преподавании и судебной власти. Тем не менее судьями КС становятся люди с уникальным и интересным опытом. В этой бонусной части доклада мы задались вопросами: а как будет выглядеть усреднённый образ судей в зависимости от их карьерного трека и принадлежности к тому или иному цеху и каковы потенциальные «точки входа» в должность судьи конституционного суда?
Мы внимательно изучили биографии судей КС Восточной Европы и выделили несколько основных цехов, которые создают кадры для конституционных судов: помимо университетов и судов, это может быть публичная служба, депутатский или политический корпус, а также правозащита или адвокатура. Слово «цех» выбрано нами неслучайно: преподаватели, судьи, депутаты и адвокаты — это определённая корпорация в широком смысле этого слова со своими характеристиками, внутренними правилами игры и принципами, обязательными для всех её участников. Каждому цеху присущи свои особенности и характеристики, которые влияют на судью и принимаемые им решения в особенности.
  • Судья-преподаватель
    Самый распространённый образ судьи. Практически все судьи КС Восточной Европы в той или иной степени были связаны с преподавательской деятельностью. Высшая школа — первый и главный источник кадров для конституционных судов, главный цех для карьеры судьи в КС. Такие судьи, как правило, являются выпускниками юридических факультетов столичных вузов. Даже если предыдущим местом работы был иной цех — судейский корпус или госслужба, — судья-преподаватель так или иначе в какой-то период своей карьеры продолжительное время оказывается связан с научно-образовательной деятельностью.

    Отправной точкой карьеры таких судей является непосредственно университет: мы говорим не только о получении знаний, учёных степеней или квалификации, но и о социальных связях, которые способствуют продвижению судьи. В карьере судьи-преподавателя важную роль играет его экспертная деятельность: подготовка заключений, докладов и анализов по запросу государства или гражданского общества, умение стоять «над схваткой», проявлять себя в качестве специалиста независимо от политической конъюнктуры. Как показал анализ, даже короткий опыт в практической области — например, в частной юридической работе, госслужбе или адвокатуре — всё равно накладывается у такого судьи на преподавание и высшую школу.

    Мы также заметили, что судьи-преподаватели в прошлом не всегда связаны непосредственно с конституционным правом: часто они являются специалистами в области уголовного, гражданского права, а также общей теории или философии права.
  • Судья — выходец из судебной системы
    Карьерный трек, связанный с судебной властью, на пути в конституционный суд выглядит самым очевидным: такие судьи всю жизнь посвящают работе «в мантии», и КС — логичная вершина их карьеры. Судейское ремесло остаётся второй основной «точкой входа» в должность независимо от того, какой именно орган (или органы) назначают судей КС: парламент или же парламент вместе с другими институтами власти, в том числе с судебными органами. Судебная власть — это единственный институт, который может назначать своих же представителей в конституционный суд, — преподаватели, госслужащие или адвокаты не имеют таких возможностей — и это делает карьерный трек судьи по-своему уникальным. На наш взгляд, важная характеристика судьи на пути в КС — это не только его профессионализм, авторитет или независимость, но и чёткая (демонстрируемая) лояльность и связь с судейским сообществом. Чтобы стать судьёй КС, такой судья должен пройти сложный путь внутри иерархии судебного цеха, сохранив безупречную репутацию и связи. Примечательно, что многие судьи параллельно с осуществлением своих обязанностей могут заниматься и преподавательской деятельностью. Тем не менее их «точка входа» в КС — это судебная система, а их важная черта — верность судейскому корпусу.
  • Судья-служащий
    Государственная служба — ещё один немаловажный источник кадров для конституционных судов. Достаточно часто судьями становятся лица, которые ранее работали в публичной администрации (в том числе органах исполнительной власти) и органах прокуратуры. Неважно, что именно входило в их функционал и какое конкретно положение они занимали — эксперта по отдельному направлению или консультанта, — в нашей терминологии они всё равно считаются частью цехаслужащих. Хотя представители именно правоохранительной деятельности или сферы безопасности редко становятся судьями, существуют примеры стран, в которых немало выходцев из этого цеха становились впоследствии судьями КС (Беларусь и Румыния). Судья-служащий несёт в себе профессиональный опыт, полученный на публичной службе: он прекрасно понимает всю государственную иерархию, умеет выстраивать коммуникацию с разными акторами публичной власти. Судья-служащий всегда внимателен к процедурам и может придавать им больше значения, чем его коллеги.
  • Судья-политик
    Если бэкграунд преподавателя, судьи и даже госслужащего кажется естественным и не вызывает вопросов, то кто же такие судьи-политики? К судьям-политикам в КС мы относим тех, кто в прошлом занимал депутатские должности, работал в парламентских органах, в сфере законотворчества и в некоторых случаях в органах, которые принимают политические решения, например партиях или администрациях глав государств. Судьи-политики, как и судьи-госслужащие, и после своего назначения сохраняют тесную связь и контакты со своим цехом. Судья-политик тонко чувствует политические колебания и может под них подстроиться, но вместе с тем — сохранить свою деятельность и балансировать в рамках права и Конституции. Юридические знания, право и закон в их руках — это инструменты на пути к должности. Если бы политическую юриспруденцию можно было выделить в отдельную отрасль, такие судьи были бы в ней самыми большими специалистами. Судьи-политики знают, как подстроить политическую волю под право и право под политическую волю.
  • Судья-правозащитник
    Это самый редко встречающийся образ судьи — судья, который до назначения на должность был адвокатом или правозащитником, в том числе на международном уровне. Однако почти в каждом КС есть судья с подобным профессиональным опытом за плечами. Такая единичность связана с самой природой правозащиты и её оппонированием государству: судья-правозащитник острее реагирует на нарушения государством прав и свобод человека, он принципиален и может вступать в спор даже со своими коллегами. Социальный опыт и картина мира такого судьи существенно отличается от опыта и картины судей из других цехов — преподавательского или судебного. Адвокаты, становясь судьями КС, могут занимать достаточно заметные позиции (например, Председатель КС Румынии — Мариан Энаке — как раз из таких).
Вернуться назад
← К выбору стран
Читать дальше
Legal Opinion