Настоящее издание представляет собой учебное пособие, ориентированное на интерактивные методики преподавания и обучения. Содержательным его центром является высшая ценность российского конституционного строя и правопорядка – человек, его основополагающие права и свободы. Книга нацелена на приобретение обучающимися как теоретических представлений о системе конституционных прав, так и практических навыков интерпретации конституционно-правовых норм с использованием сравнительно-правового метода и поиска адекватных решений в правоприменении. Пособие основано на практико-ориентированном подходе к праву в целом и конституционализму в частности. Соответственно предлагаемый обучающимся материал касается не только «права в книгах», но представляет конституционные права «в действии». Первая часть пособия посвящена принципам осуществления конституционных прав, способствуя формированию фундаментальных представлений о рассматриваемой области правовой действительности. Вторая часть издания охватывает ряд личных, политических, экономических, социальных и культурных прав. Авторы не стремились охватить весь каталог конституционных прав и свобод. Главный замысел – предоставить обучающемуся методологию применения конституционных норм, анализа судебных решений и доктрины, с помощью которой могут быть освоены и любые другие аспекты конституционного права. Эти источники конституционных прав, а также вопросы и комментарии авторов в каждой из глав выстроены таким образом, чтобы студенты приобрели умение быстро ориентироваться в юридических текстах разной сложности. Основными среди образовательных результатов представляются навыки юридического анализа и критической оценки. Предполагается, что обучающиеся будут способны выявлять в материалах главные содержательные позиции, не упуская при этом важных деталей, быстро находить взвешенный ответ в самых напряженных конституционно-правовых ситуациях. Учебное пособие будет полезно самому широкому кругу читателей, интересующихся различными сферами юриспруденции, а также работникам органов публичной власти. Однако в первую очередь оно предназначено студентам юридической специализации, изучающим цикл конституционно-правовых дисциплин, а также различные специализированные программы, затрагивающие тематику конституционных прав и/или компаративистику.
РЕЦЕНЗЕНТЫ ОБ ИЗДАНИИ
«…Представленное учебное пособие отличает оригинальность и последовательность используемых методологических подходов. Прежде всего следует поддержать реализацию в пособии идеи судебногоконституционализма, имея в виду как гарантирующий, так и правообразовательный его потенциал. При этом авторы справедливоориентируются, в первую очередь на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и практику зарубежных конституционных юрисдикционных органов. В этой связи применениесравнительно-правового метода оказалось обоснованным и уместным.
Бондарь Н. С., доктор юридических наук
«Важность и необходимость издания такого пособия, предопределяемая значимостью конституционных прав, ещё более проявляется в практико-ориентированном подходе к изложению, объяснениювключенных в него материалов и обоснованию выводов. Этому и способствуют используемые авторами кейс-метод и метод Сократа.
Богданова Н. А., доктор юридических наук
«…Издание является уникальным пособием как для студентов вузов,так и для всех тех, кто включён в правоохранительную деятельность.<...> ...Составленное на основе сравнительного анализа идейных источников и мировой практики защиты прав человека, является своевременным.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА В РОССИИ: судебная практика и сравнительные материалы: учебное пособие/ Гриценко Е.В., Должиков А.В., Дудко И.А. [и др.]; под общ. ред. Должикова А.В. и Троицкой А.А. – Москва, Центр конституционных исследований, 2024. - 582 с.